Поведенческие факторы (ПФ) — действия посетителей, которые они потенциально могут совершить на сайте: серф по страницам ресурса, клики на кнопки и ссылки, комментарии, репосты в соц.сети, лайки, повторные заходы на сайт, время пребывания и т.д.
Поисковые системы внимательно отслеживают действия пользователей и используют полученные данные в качестве одного из факторов ранжирования сайтов в результатах поисковой выдачи.
Сам процесс мониторинга со стороны поисковых систем осуществляется посредством браузеров и их надстроек, а также официальных систем веб-аналитики (Яндекс.Метрика, Google Analitics), которые устанавливаются вебмастерами на собственные сайты.
Читайте в тему: «Установка веб-аналитики от Google», «Установка Яндекс.Метрики».
Основные поведенческие факторы
Маркеров, на базе которых можно сформировать общее представление о поведенческих факторах достаточно много. Среди основных можно выделить:
Показатель отказов или bounce rate. Этот фактор выражается в процентах и показывает какое количество человек покинуло сайт не совершив на нем каких-либо действий (просмотрели менее одной страницы, находились на сайте менее установленного промежутка времени, к примеру — 15 секунд). Грубо говоря по показателю отказов судят о том какому проценту пользователей не понравилось содержимое страницы или сайта. Более подробно о нем можно почитать нашу статью приведенную по ссылке.
Общее время, которое пользователь провел на сайте. Более заинтересованный пользователь проведет на сайте достаточно много времени.
Глубина просмотра. Если посетитель, помимо страницы входа, нашел на сайте другие полезные материалы, данный показатель будет расти. Вам важно дать возможность пользователю увидеть то, что потенциально сможет ему быть полезным. В этом вопросе вам поможет качественная перелинковка, которая может быть организована как в контентной части, в блоках «популярные материалы» (за месяц, неделю, все время), так и посредством целых курсов.
Заходы и повторные возвраты на сайт посредством введения url сайта в адресную строку, социальных сетей, ссылок с других сайтов и т.д.
CTR сниппета сайта (кликабельность). Чем более привлекателен ваш сниппет, тем больший процент кликов от общего числа просмотров.
Как улучшить поведенческие факторы?
Каждый вебмастер или оптимизатор имеет действенные рычаги управления поведенческими факторами. При этом, сама работа по улучшению различных показателей весьма оправдана, так как с каждым годом их влияние становится все более сильным.
Говоря о белых способах работы с ПФ следует выделить следующие рекомендации:
- Следует вести постоянную работа над качественной составляющей: юзабилити и качественный контект;
- Страница, на которую попадает пользователь из результатов поиска, должна быть полностью релевантна исходному запросу. Сниппет также должен в максимальной степени описывать содержимое, которое находится на расстоянии клика.
- Привлекательный сниппет оказывает решающее воздействия на пользователя в процессе выбора конкретного сайта из всей совокупности выдачи. Для этого на сайт можно внедрить микроразметку или использовать специальные символы и графические изображения, которые отражаются в SERP;
- Увеличение скорости загрузки страниц. Каждая доля секунды имеет значение. И если вы думаете, что пользователь будет чесать я…ца, пока ваш сайт безуспешно пытается открыться на его компьютере, то вы ошибаетесь;
- Используйте вирусный маркетинг для улучшения поведенческих факторов;
- Находитесь в постоянном диалоге с собственными пользователями. Если на вашем сайте задали вопрос, будьте добры ответьте на него как можно быстрее и качественно;
- Уникальные возможности на сайте, вебинары, конкурсы, викторины способны значительно улучшить ПФ;
- Организуйте качественную перелинковку, которая даст возможность взаимодействовать пользователю с целым рядом материалов на сайте, последовательно переходя с одного на другой и давая ему ответы на возникающие в процессе обработки информации вопросы;
- Mobile friendly. Очень важно, что бы пользователь чувствовал себя комфортно на сайте как с обычного компьютера, так и планшета, мобильного телефона;
- Помните, официальные системы аналитики поисковых систем говорят о положении дел на сайте не только вам, а и собственным хозяевам. Если вы видите, что на сайте печаль, то сидите тихо и сильно не высовывайтесь. Ваше время не пришло и вам стоит перечитать приведенные выше пункты еще раз.
Менее подробно, но затрагивая отдельные техники мы рассматривали ПФ в статье "5 реальных способов улучшить поведенческие факторы".
Накрутка поведенческих факторов
Перечисленные выше методы работы над поведенческими факторами по вкусу далеко не всем, т.к. они предполагают большие временные затраты и способствуют улучшению характеристик сайта с позиции качества. При этом, всегда существует та категория вебмастеров и оптимизаторов, которые плевали на общепринятые нормы. Они всеми силами, правдами и неправдами пытаются обмануть поисковые алгоритмы убедив их в том, чего нет на самом деле. К примеру: пытаются смоделировать действия пользователя — нахождение его на сайте, прочтение статьи и последующий комментарий, лайк, репост.
Существует множество методов накрутки ПФ, но обманывать систему с каждым годом все сложнее, а санкции за такие действия все жестче и жестче.
В этой статье мы не будем рассказывать о сервисах накрутки ПФ и различных индивидуальных методиках. Как правило, сама борьба между накрутчиками и поисковыми системами не равна и рано или поздно любой способ умрет, а ваш проект окажется под ударом.
Работайте в направлении качества, запрашивайте обратную связь от ваших пользователей, публикуйте интересный контент и все придет.