Блог Vaden Pro

Все о самостоятельном создании и продвижении сайтов

Каннибализация ключевых слов, как один из аспектов внутренней оптимизации сайта

Дата:12.01.15 в 13:49

«Каннибализация» - термин пришедший к нам из не такого уж и далекого маркетинга. Им обозначают негативное влияние, которое оказывает продажа одного товара на показатели продаж другого товара, но в том же сегменте.

В качестве примера рассмотрим продажу детской обуви. У нас есть один товар А, который неплохо продается с достаточно высокой ценой охватывая 27% данного сегмента. Эта же компания выпускает еще один аналогичный продукт с более низкой ценой, который набирает долю данного сегмента в большей степени за счет продукта А этой же компании, нежели вытесняя конкурентов. При этом суммарная доля сегмента для двух товаров падает, что сказывается на прибыли. Применительно к сайтам данный термин можно перефразировать следующим образом:

Каннибализация есть негативное (пагубное) влияние одних и тех же ключевых слов на различных страницах сайта с точки зрения их позиционирования в поисковиках.

Как правило, такое явление для сайта не приводит к накладыванию на него фильтров, но плохо сказывается на суммарном трафике, а также является плохим тоном и требует реоптимизации. Общая величина потери трафика в наших экспериментах составляла до 20%. Эту цифру не стоит брать как основополагающее значение, но с позиции общего понимания о явлении каннибализации ее для себя отметить можно.

Проблематика каннибализации

Почему использование одинаковых ключей на различных страницах сайта есть плохо!? Мне, как и многим другим оптимизаторам на начальном этапе казалось, что это наоборот здорово. Имеешь кучу страниц с одним ключем, одна из них, по идее, точно должна выйти куда-нибудь. При этом, эта самая куча подчеркивает тематичность ресурса и весь сайт должен представляться более релевантным поисковым запросам. Но, в стране где пони какают бабочками случился коллапс и все оказалось не так как хотелось бы.

Реальность суровая вещь. В ней, поисковые системы ставят перед собой вопрос: «Какая из приведенных на сайте страниц более релевантна конкретному поисковому запросу?». Если перефразировать, то «какая ОДНА из всего перечня страниц сайта наиболее подходит с точки зрения конкретного запроса для пользователя». Такой вопрос задается с единственной целью – выявить наиболее качественный ответ на запрос, на каждом конкретном взятом сайте, чтобы из этих ответов сформировать выборку, которая в максимальной степени сделает пользователя счастливым. Если же на сайте будет найдена не одна такая страница, а множество - после этого у поискового робота возникает вопрос «может не показывать все страницы с одним ключевым словом совсем?». Ответом на второй вопрос служит общее понижение в выдаче поисковых систем всех страниц связанных с этим запросом. Как это ни печально, но проведенные нами эксперименты в этой области с целью подтверждения или опровержения такого постулата показали, что понижение позиций неизменно происходит. При этом, чем больше страниц отправляющих к одному запросу, тем сильнее падают позиции.

Почему так происходит?

Я выделил 4 основные причины, которыми объясняются реакции поисковых систем на каннибализацию ключей:

1.Размытие релевантности

Поисковая система будет стремиться выбрать из всех документов, опубликованных на сайте под конкретный запрос тот, который сама посчитает наиболее релевантным. И этот файл далеко не всегда тот, который вы бы хотели показать вашему посетителю. Именно поэтому следует писать качественную статью под нужный поисковый запрос с целью удовлетворения как пользователя, так и поискового робота.

2.Снижение веса внутренних и внешних ссылок

Внутри сайта есть несколько страниц под один поисковый запрос, но поисковик в качестве релевантной выберет только одну из них. Таким образом перелинковка с другими страницами внутри одного и того же сайта будет приводить к потере веса. Вы соревнуетесь сами с собой.

По внешним ссылкам то же самое. Для нерелевантных страниц в них просто отпадает необходимость, а если они есть, то существенно занижают потенциал наиболее релевантной страницы. Тут следует понимать, что бюджет продвижения всегда ограничен (вопрос в величине), а сам процесс избавления от каннибализации ведет к его уменьшению.

3.Снижение ценности контента

Если на сайте больше 3-4х страниц по одному запросу ценность содержимого, как для рядового пользователя, так и для поисковика значительно падает. При этом наблюдается тенденция к увеличению проседания страниц в результатах выдачи в следствие повышения страниц раскручиваемых под один запрос.

4.Уменьшение поведенческих факторов и конверсии

В том случае если на сайте существует страница в максимальной степени удовлетворяющая потребностям пользователей и нравящаяся поисковой системе, то банально нет даже малейшего смысла создавать другие страницы заполненные аналогичным контентом и оптимизировать их под тот же ключ.

Иногда, или можно даже сказать часто процесс каннибализации носит неумышленный характер. Так происходит вследствие предрасположенности структуры сайта к использованию ключа на различных страницах. Это касается как ключей и текстов, так и title, description. В других же случаях, это происходит из-за банального незнания, а незнание законов все равно влечет за собой наказание. По своей сути каннибализация очень сходна с дублированием контента. Просто она не подразумевает полного копирования текста и отличается большей лояльностью поисковиков (если каннибализация не носит массовый характер, а является частным случаем).

Как избавиться от каннибализации?

Уйти от каннибалиации можно следующими путями:

-создание четкой архитектуры сайта;

К вопросам структурирования сайта всегда следует относиться серъезно. Еще на начальном этапе следует разнести основные ключевые слова по разделам таким образом, что бы они не пересекались ни при каких обстоятельствах. Я всегда советую применять «хлебные крошки» (дополнительный элемент навигации, ну и не только!). Именно они дают возможность поисковому роботу быстрее и правильнее сформировать внутреннюю структуру вашего проекта.

- разные ключевые слова на страницах;

Подобрав грамотно семантическое ядро сайта пишите последовательно качественный уникальный текст под каждый выбранный поисковый запрос)

- уникальные (неповторяющиеся) title и description на всех страницах сайта.

Многие не придают значение каннибализации. Еще больше о ней не знают. Главное что о ней знают поисковики и что самое основное эффективно с ней борются. Поэтому от нее, несомненно, следует избавляться и учитывать при создании новых проектов, как рисковый фактор, способный существенно снизить эффективность контента и его продвижения. 

Оценок: 5 (средняя 5 из 5)

Оценка: 
Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:
Курсы по продвижению (в открытом доступе)
Уровень сложности:
Начальный
Уровень сложности:
Начальный