Если подумать, то самый рядовой пользователь сети сталкивается с вирусным маркетингом ежедневно. Даже выходя на улицу мы натыкаемся на проявления этого понятия. Поэтому будем разбираться, что, как и почему.
Вирусный маркетинг (viral marketing, VM) — обобщенное название различных вариантов распространения рекламы, которые характеризуются постепенным прогрессирующим охватом аудитории. При этом, основным распространителем самой информации являются конечные ее потребители, которые вследствие яркости, восхищения идеей, творческого представления привлекают других пользователей к просмотру рекламного продукта.
Положительный результат VM достигается благодаря специально разработанному рекламному продукту, которым хочется поделиться с друзьями, коллегами, сторонними пользователями в беседе, посредством социальных сетей, медиа, во время дружеской встречи и т.д.
Само по себе использование термина «вирусный» обусловлено тем обстоятельством, что просмотревшие «заражаются» самой идеей поделиться этим с кем-либо еще. Фактически заражая тем самым свой круг общения. При этом, процесс размещения первичной вирусной рекламы называется «посев».
Разработка вирусного продукта
После прочтения первой части статьи возникает вопрос: «как разработать такой продукт?». На самом деле все не так сложно, как представляется на первый взгляд. Но и конечно не так легко.
В качестве продукта, который можно выносить на суд общественности, используют:
- видеоматериалы;
- провокационный текстовый контент;
- оригинальные игры;
- картинки;
- фотографии;
- приложения;
- другое.
Важно, что бы помимо самого рекламного продукта вирусный характер имел и позиционируемый посредством него товар (услуги). Это объясняется тем, что рано или поздно процесс «заражения» будет постепенно сходить на нет. При этом, сама привлекательность продукта способна поддерживать к нему стойкий интерес.
Распространение вирусных продуктов
Посев рекламных материалов ведут там, где находится наибольшее представительство целевых групп. Как правило, это:
- социальные сети;
- посещаемые, тематичные блоги;
- инфо-порталы;
- различные комьюнити и форумы;
- видео и фото хостинги
- и т.д.
«+» и «-»
Среди основных преимуществ такого вида маркетинга выделяют:
- высокая скорость распространения;
- общая эффективность;
- минимальные финансовые затраты. Заказчик рекламного продукта платит за его создание и посев его в нужное место. Дальше все делают конечные получатели рекламы;
- узнаваемость (бренда, товара, сайта и т.д.) в кратчайшем временном промежутке. В этом аспекте вирусная реклама может служить способом достижения целей SERM (Search Engine Reputation Management);
- законы о рекламе и цензура находятся в разных плоскостях с вирусной рекламой. Сам рекламный продукт может быть свободен от этих ограничений;
- жизнеспособность вирусной рекламы составляет более двух лет.
Оценивая негативные стороны вирусного маркетинга можно отметить, что такой метод представляется весьма непредсказуемым. Т.к. у маркетологов далеко не всегда получается влезть в голову к пользователям и понять что именно сможет их растормошить. Иногда самые интересные идеи не заходят вопреки ожиданиям, а то, что на первый взгляд кажется абсурдным, имеет огромный успех.