Что нужно пользователю поисковой системы спросите вы? Как оценить полученный вами результат?
Ответ очевиден, основным критерием оценки качества поиска является вывод максимально содержательного материала (соответствующего запросу), на первую страницу результатов. Одним из основополагающих инструментов в решении поставленной задачи является релевантность.
Релевантность стоит рассматривать как «адекватность», то есть это эстимация не только уровня соответствия полученного результата относительно запроса, но и порога прикладной и социальной применимости.
Как сообщает отдел аналитики и поисковой оптимизации Яндекс, на протяжении последнего квартала группа специалистов занималась разработкой нового метода оценки релевантности документов.
Традиционный подход к оценке адекватности результата подразумевает анализ:
- предварительной информации о факторах, которая определяется непосредственно после индексации.
- информации об изменении структуры и содержимого в процессе дальнейшего редактирования
- изменений в деятельности пользователей на страницах.
Главная идея нового метода заключается в том, что иногда предварительных данных оказывается недостаточно для правильной оценки степени применимости и соответствия поисковому запросу. Это, в свою очередь, приводит к тому, что часть информационно и структурно новых документов получают низкий ранжир. Следовательно — общее качество контента в зоне видимости поискового запроса снижается.
По результатам проведенного анализа, специалисты сделали вывод о необходимости испытания контента с неполными поведенческими данными, поскольку потенциальная релевантная ценность таких документов значительна.
Так же отмечалось, что банальный групповой перенос записей в топ запроса, с целью накопления дополнительной объективной информации, тяжело реализуема на практике. По этому, была применена эксплуатационная концепция, состоящая из этапов:
- Временное (предварительное) ранжирование контента как релевантного.
- Оценка качества наполнения на основе пользовательского поведения.
- Вторичная оценка, основанная на пополненной и обобщённой информации.
В настоящий момент компания Яндекс проводит финальные работы по тестированию и апробации нового метода оценки релевантности.
Стоит отметить, что на протяжении нескольких последних месяцев увеличилось количество сообщений веб-разработчиков о «прыжках» и «выпадении» информационных источников из поля выдачи поисковой системы. Очевидно, что эти переходные процессы были результатом разработки и внедрения описанной выше концепции.
Выводы
Не смотря на кратковременное ухудшение качества поисковой выдачи, применение нового метода помогает решать задачи ранжирования контента, с неполной информацией о пользовательском поведении, более эффективно. Таким образом, общее качество поиска повышается.