Каждый сайт имеет основное меню, которое может быть вертикальным или горизонтальным. Какой тип наиболее подходит для вашего сайта, читайте в этой статье.
Отвечая на вопрос, как выбрать меню для сайта, мы будет отталкиваться от простейших поведенческих факторов, учет которых является залогом высокой степени юзабилити интернет-проекта.
Как ведет себя посетитель
Мы читаем слева на право, и когда ищем информацию в сети, действуем точно также. Поэтому логично, что левый верхний угол будет первым попадать в поле нашего зрения и в нем нужно размещать самую важную информацию. Независимо от того, какой тип меню будет на нашем сайте, его основные пункты должны занимать верхний левый угол.
Есть такое понятие, как F-Shaped Pattern, которое характеризует поведение пользователя при быстром просмотре страницы. Внешне это выглядит как заглавная буква «F», полностью читается верхний горизонтальный ряд и вся левая часть экрана сверху вниз, а вот по центру взгляд захватывает примерно половину содержимого.
Горизонтальное меню
Верхнее горизонтальное меню отлично подходит для таких сайтов, как блог, визитка или корпоративный веб-сайт. Выбор объясняется тем, что на таких проектах меню состоит из основных пунктов, например «Главная-Услуги-Акции-Новости-О нас-Контакты». То есть, меню достаточно простое для того, чтобы лаконично поместиться в одну строку и находиться в зоне повышенного внимания посетителя.
Оно имеет свои достоинства, т.к. не нуждается в прокрутке страницы и занимает меньше полезного пространства. Но есть и недостатки, меню должно иметь всего одну строку с позициями, иначе оно будет плохо восприниматься. Если решили помимо основных разделов добавить в него еще и подразделы, то нужно делать выпадающее меню, так называемый «аккордеон».
Вертикальное меню
Вертикальное расположение меню оправдано в тех случаях, когда нужно сразу ознакомить пользователя с большим количеством услуг или товаров, которые можно купить/заказать на сайте. Такой подход обычно используют интернет-магазины и информационные порталы, также он актуален для сайтов ремонтных мастерских с большим перечнем услуг.
Его основные преимущества это быстрое восприятие, даже с применением прокрутки, и возможность указать столько пунктов, сколько будет необходимо. Размещать такое меню следует слева, как мы уже отмечали вначале, именно эту зону экрана посетители исследуют наиболее часто и активно.
В ряде случаев вертикальное меню сознательно переносится в правую сторону, там, где случайный пользователь практически никогда не проверяет. Такой прием целесообразен на проектах, где аудитория растет постепенно и состоит в основном из постоянных пользователей, например сайт блог. Подписчики, итак, прекрасно помнят, где расположена навигация по разделам, их куда больше интересуют свежие статьи, виджеты с анонсами которых и помещаются в левую часть экрана.
Где расположить целевую кнопку
Материал получился настолько простым, что выводы будут излишни. Лучше рассмотрим еще один момент, который стоит записать в основополагающие принципы юзабилити.
Речь пойдет о расположение целевой кнопки, по клику на которую посетитель может заказать услугу, купить товар, подписаться на рассылку, принять участие в акции и т.д. Мы знаем, что она должна выделяться на общем фоне, чтобы ее можно было легко заметить, но при этом не быть навязчивой, и не отвлекать от изучения основного содержимого страницы.
Правильно расположенная целевая кнопка должна занимать нижний правый угол экрана. Заметьте что экрана, а не страницы, т.к. на одной странице таких экранов может быть несколько и каждому из них нужна своя кнопка.
Выбор правого нижнего угла не случаен, именно на нем среднестатистический посетитель заканчивает просматривать экран. Начинает, как обычно, с верхнего левого угла, потом переходит в правый верхний, смещается в нижний левый и затем приходит в правый нижний. Если любите запоминать термины, то это классическая ситуация, приведенная на диаграмме Гуттенберга.