Блог Vaden Pro

Все о самостоятельном создании и продвижении сайтов

Как сделать правильную форму обратной связи

Если форму обратной связи открывают, но не отправляют. В первую очередь стоит проверить ее работоспособность, возможно сообщения просто не уходят или не доходят до адресата. Во вторую очередь следует проанализировать вашу форму на удобство использования и защищенность от ботов, вот как раз об этом и пойдет речь в этой статье.

Форма обратной связи удобная для посетителя

Часто при создании сайта форма обратной связи создается для заказчика, а не для посетителя. То есть, от человека, который хотел задать простой вопрос и получить на него такой же простой ответ, требуют заполнить кучу не нужных данных, осложняя этот процесс до невозможности. Естественно ему это не нравится и он уходит. Чтобы такого не происходило, мы составили для себя 6 правил, как сделать правильную форму обратной связи и всегда придерживаемся их в своей работе.

Убрать лишние и выделить основные поля

В удобной для пользователя форме не должно быть лишних полей. Например, если нужно заказать звонок, то достаточно имени и номера, можно добавить текстовое поле, в котором посетитель укажет удобное для него время. Последнее сделайте необязательным. Если мы хотим пообщаться с человеком по email, тогда вообще оставляем только сам адрес электронной почты и текст его сообщения, на которое мы будет отвечать.

Подобным образом действуем всегда — это основополагающий принцип того, как сделать форму обратной связи удобной для пользователя. В идеале это будут только нужные поля, в хорошем варианте - это 2-3 обязательных поля и 2-4 дополнительных. Будьте осторожны с дополнительными полями не обязательными к заполнению, не стоит ими злоупотреблять. Если посетитель откроет форму и увидит 10 полей для ввода, он не будет разбираться, что из них только 2 обязательных, а просто закроет ее.

Используйте списки и переключатели

Кто работал с формами, тот знает, что есть такие поля для ввода как выпадающие списки и переключатели. Если вы можете заменить таким полем текстовое, то это нужно сделать, т.к. данный формат гораздо удобнее. Стандартный пример, если важен пол пользователя, то пусть будет флажок с пометками «М» и «Ж», совершенно не нужно делать отдельную строку, в которой человеку придется вручную писать мужчина или женщина.

Если у нас на выбор 3 и более вариантов, но все они точные и не приемлют изменений, тогда делаем выпадающий список. Например, у вашего интернет-магазина есть четыре района, в которые осуществляется бесплатная доставка. Сделайте список под такие районы, чтобы люди не писали его сами. К тому же многие не знают правильного написания официального названия, и это будет мешать не только им, но и вашим менеджерам. Также частый случай применения выпадающего списка — указание возрастной группы.

Настроить распознавание

Программные возможности позволяют нам настроить распознавание вводимых данных, это удобно и нам, и пользователю. Например, вы имеете офисы в Украине и России, но сайт для обеих фирм общий и через него идут звонки. Не нужно ставить отдельное поле для выбора страны, если человек заказывает обратный звонок. Система может автоматически распознать страну и оператора по его коду и формату номера, такой подход удобен для всех.

Аналогичный пример с банковскими картами. Клиент просто вводит номер, а система сама распознает обслуживающую его платежную систему и подсвечивает данный выбор. Эти номера также уникальны, и сделав такую настройку, мы исключаем лишнее поле для ввода и даем человеку дополнительную возможность проверить правильность указанных данных.

Разделите поле для ввода

Вводить номера банковских карт, телефонов, проездных билетов и т.п. гораздо удобнее, если это не строка с неограниченным количеством символов, а несколько блоков на 3-5 знаков. Так его проще ввести и проверить правильность, от такого подхода выигрывают и посетители, и ваши менеджеры, т.к. к ним попадет меньше данных с ошибками.

Ограничение по символам

Форма должна быть не просто удобной, но и безопасной, иначе боты не дадут покоя. Капча это хорошо, но не всегда срабатывает, и мы рекомендуем поставить простую, но весьма эффективную защиту.

Начните с ограничения по символам, например номер телефона или банковской карты имеет точное количество цифр. Поэтому для таких полей логично установить проверку на заданное количество. С полями для ввода текста сложнее, но и тут можно поработать. Например, отталкиваясь от страны можно сразу указать, что название области посетителя не может быть короче 4 букв, а имя не может быть из 1 буквы, и не превышает 15. Боты по своей природе не пишутся под конкретную форму обратной связи, а работают по количеству, поэтому такие простые ограничения они могут пройти, только если их настройка совпадет с вашей, что маловероятно.

Проверка на специальные символы

Тут тоже все понятно, в номере телефона не может быть букв, а в email обязательно использование «@». Проанализируйте свою итоговую форму и настройте для нее дополнительные условия проверки исходя их типа полей, и данных которые будут в них введены.

Если вы знаете свои способы сделать форму обратной связи удобной для посетителя и безопасной для сайта, мы будет рады рассмотреть их в комментариях.