Блог Vaden Pro

Все о самостоятельном создании и продвижении сайтов

Психология в юзабилити

Мы уже говорили с вами ранее о правилах и принципах юзабилити, и сегодня мы коснемся психологических аспектов влияющих на удобство использования посетителем сайта.

психология юзабилити

Синдром гадкого утенка (Baby-Duck-Syndrome)

Как показывает практика, подавляющее большинство пользователей сильно привязываются к первой версии дизайна конкретного проекта. Этот дизайн ими в максимальной степени изучен. Соответственно последующие версии сайта (или локальных элементов), уже после редизайна, они воспринимают через призму того, насколько новая версия похожа на предыдущую. Именно поэтому посетители первое время чувствуют себя не в своей тарелке.

Баннерная слепота

Суть баннерной слепоты состоит в том, что посетители игнорируют все то, что напоминает им рекламу. При этом, у них выработан четкий алгоритм серфа по сайту благодаря которому пользователи фокусируются на тех блоках где расположена наиболее полезная для них информация. Поэтому огромные баннеры с красочным содержимым в это аспекте попадают в полный игнор.

баннерная слепота

Эффект неопределенности (Эффект Блюмы Зейгарник)

Природой в человека заложена нетерпимость к неопределенности. Благодаря ей мы пытаемся найти ответы на все возникающие в нашей голове вопросы. При этом, как можно быстрее.

В основе эффекта неопределенности как раз и лежит эта особенность человеческого поведения. Открытый в далеком 1927 году, эффект устанавливает некую эмоциональную связь с пользователем, читателем или наблюдателем продукта.

Исходя из этого, видео, различные статьи, другие материалы, использующие данный принцип, как правило, имеют некоторую недосказанность и склонны скорее задавать вопросы пользователю, нежели отвечать на них. Вследствие чего людей увидевших материал побуждают искать ответы и принуждают к совершению какого-либо действия (к примеру к клику по ссылке или чтению дополнительного материала).

Гештальт принципы

Представляют собой базовые, основополагающие правила психологии в контексте дизайна и восприятия его человеком посредством компьютера.

Закон близости гласит о том, что набор объектов, расположенных друг к другу на более близком расстоянии, нежели другие объекты, пользователь классифицирует как группу.

закон близости гельштат принцип

Также существует и закон сходства, который можно сформулировать так — человек на подсознании группирует сходные объекты.

Закон прагматизма говорит — один и тот же элемент способен играть как очень важную роль в одном визуальном представлении, так и становиться частью фонового рисунка в другом.

Относительно этого правила очень наглядным является логотип компании Macintosh, на котором можно увидеть несколько визуальных полей. Одно общее с улыбающимся лицом, а также счастливое лицо представленное в профиль.

логотип макинтош

Далее идет закон симметрии. Люди воспринимают симметричные объекты как один.

Если говорить в общем, то симметричное расположение элементов, отступы и т.д. делают ваш сайт более аккуратным. При этом, нарушение симметричности может вызывать у человека реакцию — «тут что то не так».

Закон смыкания говорит о том, что человек склонен к объединению объектов, которые в реальности не являются единым целым.

В качестве примера можно привести логотип компании IBM, где в реальности присутствуют лишь горизонтальные линии, которые отличаются своей длинной. Однако, человек интерпретирует их в буквы.

логотип ibm

Эффект личного опыта. Получил наибольшее распространение в сфере создания текстового контента в силу того, что способен наладить некую взаимосвязь читателя с автором.

В данном пункте речь идет о двух составляющих:

  • Во-первых, читатель все написанное проецирует с позиции собственного жизненного опыта. Так, то, что могло быть с ним связано (истории, факты и т.д.) он запоминает значительно лучше;
  • Во-вторых, передача личного опыта автора, который также очень важен для пользователя. Людям всегда интересен первоисточник мысли, а не грубый вывод без должной аргументации.

Как не трудно заметить, психология мощнейшая штука. Поэтому грамотное использование ее принципов в аспекте юзабилити вполне уместно, т.к. влечет за собой более глубокое удовлетворение пользователей вашего ресурса.

У вас есть комментарии, дополнения или альтернативное мнение? Мы открыты к диалогу.