В приведенной статье мы подробно коснемся такого термина как «веб-аналитика» и вместе попытаемся взглянуть не нее под различными углами. Вначале попытаемся сформулировать определение самого термина:
«Веб-аналитика представляет собой процесс получения, измерения, анализа полученной информации и последующей ее интерпретации с целью улучшения интернет-проектов и их оптимизации».
По сути это некая совокупность конкретных действий, которые осуществляются при помощи раличных аналитических инструментов, направленных на получение исчерпывающей информации обо всех процессах, происходящих на сайте. При помощи этих инструментов Вы имеете возможность анализировать действия и бездействие пользователей, и на основе полученных сведений принимать решение об изменении, корректировке или сохранении ранее выбранной стратегии развития вашего ресурса.
В вопросе возможностей инструментов веб-аналитики (ВА) следует понимать, что с их помощью у вас появляется удочка для сбора информации. Однако анализ поступающих сигналов, а также их осмысление, интерпретация и принятие решений останутся за вами. Поэтому вебмастеру ничего не остается как научиться пользоваться специальными сервисами и программами, и конечно же не забыть включить голову в процессе оценки поступающей информации.
Почему мы нуждаемся в веб-аналитике?
- Важно понимание нравится ли сделанный сайт нашим посетителям или нет (работа над дизайном, юзабилити, контентом).
- Мы должны убедиться в том, что нашим посетителям все понятно: внутренняя структура сайта, работа с каталогами, заказами, корзиной (если интернет-магазин) логика изложения информации и много другое (последующая работа в вопросе юзабилити);
- Мы нуждаемся в ответе на вопрос: «Как оценивают наш сайт поисковые системы?». По сути, трафик сайта и является ответом на данный вопрос. Поэтому отслеживание изменения количества пользователей в конкретную единицу времени способно дать множество ответов или наоборот сформулировать целый ряд вопросов. В продолжении главного вопроса мы можем выявлять фильтры и санкции относимые к нашему сайту, оценивать рост или падение тех или иных страниц и многое другое (проведение оптимизационных мероприятий как внутренних, так и внешних).
- Оценка эффективности проводимых оптимизационных мероприятий, продвижения и рекламных кампаний (корректировка методов работы и стратегии продвижения в целом).
- Нам важно понимать, как работает наш сайт с технической точки зрения: битые ссылки (404я ошибка), вопросы индексации конкретных страниц и сайта в целом, исключенные страницы и т.д., и как это влияет на оценку сайта поисковыми системами (технический аудит и устранение ошибок).
Существует еще целый ряд вопросов, которые возможно осуществлять посредством ВА. И мы привели лишь несколько примеров. Но если обобщить все параметры, которые можно коснуться посредством аналитических инструментов, то можно сказать что ВА дает возможность оценить:
- Общую аудиторию вашего интернет-проекта;
- Технические вопросы.
Немного о главном
В веб-аналитике главное непрерывно отслеживать поступающие данные и опираясь на них делать выводы. Реакция на конкретные события есть основа успеха вашего проекта.
Аналитические инструменты
Как вы понимаете их великое множество. Но можно выделить 2 основных способа сбора статистических данных:
- Лог-анализаторы. Отдельная машина (компьютер) служит накопителем журнальных сведений поступающих с сайта. При этом сбор и анализ производится самим аналитиком. Среди наиболее используемых лог-анализаторов можно выделить webtrends и webalizer.
- Сервисы статистики. Все данные на вашем сайте собираются посредством кода специального сервиса, который служит обработчиком поступающих с веб-ресурса сигналов и впоследствии формирует визуальное представление полученных результатов для пользователя. Наиболее популярными среди сервисов являются: Яндекс.Метрика, Google Analitics, lifeinternet и другие.
Другие публикации в тему: «Как установить (добавить) Google Analitics на сайт» и «Как установить (добавить) Яндекс метрику на сайт».
У каждого способа или конкретного сервиса/лог-анализатора есть достоинства и недостатки. Данное обстоятельство объясняется субъективными предпочтениями вебмастеров (кто-то например не любит визуально представленный на сайте счетчик и т.п.). Поэтому в данном вопросе лучше руководствоваться собственными наблюдениями и предпочтениями.
Если у вас есть дополнения, замечания, вопросы относительно содержимого статьи — задавайте в комментариях. Мы с радостью ответим на них.